Новая редакция ГСК РФ от 1 апреля 2014 г. утвердила равноценный правовой статус экспертной оценки проектов, вынесенной государственными и коммерческими организациями на основании анализа проектно-сметной документации. Возможность свободного выбора подрядчика положила конец монополии государства в сфере экспертных услуг. Хотя полномочия частных экспертов законодательно лимитированы, многочисленные практические преимущества склоняют многих девелоперов к проведению экспертизы проектов в коммерческих структурах. Преимущества негосударственной экспертизы проектно-сметной документации Преобладающим аргументом в пользу делегирования проверки проектно-сметной документации лицензированным частным предприятиям является существенный выигрыш во времени. Рассмотрение данных, направляемых в госструктуры, обычно затягивается на весь отведенный регламентом срок протяженностью в три месяца. Коммерческая структура, напротив, мотивирована на ускорение оборота и сокращение затрат времени на подготовку заключения.
Сроки экспертизы в частной подрядной организации определяются отдельно для каждого случая, исходя из качества и сложности полученной документации. При грамотной подготовке документов вердикт экспертов будет известен в течение 10 рабочих дней.
Помимо экономии времени, у сотрудничества с частной экспертной службой есть и другие достоинства: - штат высококлассных специалистов, подтвердивших квалификацию в порядке, указанном в ст. 49.1 ГСК РФ;
- индивидуальный подход к каждому проекту;
- консультационная поддержка и оперативная помощь в устранении выявленных нарушений.
Ограничения полномочий частных экспертных служб Градостроительным кодексом установлено требование обязательной госэкспертизы проектов, реализуемых за счет бюджета, а также проектов особого значения, как то:
- здания, конструкции и сооружения, находящиеся в собственности посольств, консульств, зарубежных миссий и диппредставительств РФ;
- объекты, расположенные в исключительных экономических зонах, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальных морях России;
- культурные памятники;
- объекты, занимающие территорию нескольких областей и автономных округов;
- автотрассы федерального значения;
- военные объекты и проекты, реализация которых связана с допуском к гостайне;
- объекты, классифицируемые как уникальные, технически сложные, особенно опасные и т. д.
Вместе с тем закон вменяет в обязанность застройщикам, занятым в реализации вышеперечисленных проектов, организацию экспертизы проектно-сметной документации в коммерческих структурах. Заключение частного эксперта прилагается к комплекту бумаг, поданных на рассмотрение в государственные инстанции. Положительное резюме частной экспертной службы с хорошей деловой репутацией производит благоприятное впечатление на должностных лиц, увеличивая шансы на утверждение проекта.